МБОУ "СОШ №6"
городского округа "город Дагестанские Огни"
  • Работа с иностранными гражданами

    Нормативно-правовые документы

    Федеральные

    Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних граждан

    Региональные

    Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года в Республике Дагестан. 

    Общие положения

    1. Положение "Об организации языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях";
    2. Целевые индикаторы организации языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Оренбургской области;

    Цели деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах: 

    1. принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности; 
    2. принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде); 
    3. принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры); 
    4. принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами); 
    5. принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан); 
    6. принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
    7. принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации; 
    8. принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде; 
    9. принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур); 
    10. принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата). 

    Направления деятельности общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    1. работа с педагогическим коллективом; 
    2. индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан; 
    3. работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.

    Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми иностранных граждан

    1. создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах; 
    2. осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы; 
    3. расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций; 
    4. издание локальных нормативных актов: 
    • приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
    • приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;
    • о дневнике сопровождения обучающихся и др. 
       

    Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан: 

    1. организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного; 
    2. ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы; 
    3. разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и  макросреде; 
    4. организация мероприятий для родителей (законных представителей); 
    5. проведение систематических мероприятий для обучающихся,  направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан. 


    Формы и содержание деятельности общеобразовательных организаций могут варьироваться. 

    Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан

    Работа психолого-педагогического консилиума: 

    1. оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан и его фор????ата; 
    2. организация психолого-педагогического консилиума (далее 
    3. консилиум), одна из задач крторого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93); 
    4. включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе; 
    5. анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося; 
    6. разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося; 
    7. осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка; 
    8. организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план; 
    9. ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности. 

    Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план

    1. обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан. Построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП); 
    2. включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.; 
    3. организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества. 

    Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан

    1. повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.; 
    2. профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан; 
    3. повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации. 

    Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

    Задачи педагогов

    1. Оценка особых образовательных потребностей;
    2. Реализация мер по индивидуальной поддержке;
    3. Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
    4. Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
    5. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия. 
    6. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков. 
    7. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации. 
    8. Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений. 
    9. Работа с родителями. 
    10. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. 

    Целевые индикаторы организации языковой и социокультурной 
    адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях 
     

    1. Наличие нормативных правовых актов общеобразовательных организаций о реализации языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан;
    2. Доля детей иностранных граждан, успешно освоивших основные образовательные программы ( основные образовательные адаптированные программы) и переведенных в следующий класс без академической задолженности по учебным предметам;
    3. Доля детей иностранных граждан, успешно освоивших основные образовательные программы ( адаптированные основные образовательные программы) и переведенных на следующий уровень образования;
    4. Доля детей иностранных граждан, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования и получивших отметку за экзамены по обязательным предметам не ниже «удовлетворительно».

    ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

    Найдено: 7

    ✍ Проект о тестировании детей мигрантов на знание русского языка: к чему готовиться школе.

    Минпросвещения подготовило проект порядка тестирования детей-иностранцев на знание русского языка. Проектом предлагают установить основные правила и требования для проведения тестирования при приеме в школу. Порядок должны утвердить до начала приемной компании 2025 года.

    С 1 апреля 2025 года вводится обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранцев при их приеме в государственные и муниципальные школы. Процедуру вводят, чтобы обеспечить равные права школьников. Тестирование будет бесплатным. Если ребенок не наберет необходимое количество баллов, то его не примут на обучение по ООП НОО, ООО или СОО (Федеральный закон от 28.12.2024 № 544-ФЗ).

    Процедуру тестирования урегулируют Минпросвещения, Рособрнадзор и органы государственной власти субъектов в сфере образования. Первое ведомство определит Порядок прохождения тестирования и требования к его проведению, второе – разработает диагностические материалы и критерии оценивания, установит минимальные проходные баллы. Третье – урегулирует порядок подачи заявления для тестирования и учета их результатов. В настоящее время есть только проект Минпросвещения.

    04.03.2025г.  в МБОУ СОШ6 учителем русского языка и литературы Наврузовой М.Н. проведено анкетирование на знание русского языка как иностранного, ученицы 9 "Б" класса Раджабовой Сабрины Гасановны, в рамках проведения диагностики на знание русского языка среди несовершеннолетних иностранных граждан образовательных организаций РД

              

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике